Вівторок — Неділя з 12:00 до 21:00
Понеділок — вихідний
Вхід вільний
Вручены призы 54-й Венецианской биеннале
На 54-й биеннале современного искусства в Венеции вручили призы лучшим художникам и лучшему павильону. Торжественная церемония в Джардини началась с вручения "Золотых львов" за вклад в искусство: имена лауреатов – австрийского скульптора Франца Веста и живущей во Франции американской концептуалистки Элейн Стертевант – были объявлены заранее, и работы обоих включили в международную выставку биеннале. Затем перешли к оглашению списка призеров, определенных интернациональным жюри под председательством египетского художника и музыканта Хассана Хана. "Золотого льва" как лучший художник выставки ILLUMInations получил американец Кристиан Марклай за виртуозно смонтированный из тысяч кинофрагментов коллаж "Часы". Гораздо сложнее было решить, кому из молодых художников ILLUMInations достанется "Серебряный лев", но в итоге жюри остановилось на британце Харуне Мирзе и его технически изощренных мультимедийных инсталляциях. Специального упоминания жюри удостоило живущую в Германии шведку Клару Лиден, собравшую в одном из закутков Арсенала десяток покрытых граффити мусорных баков из разных городов мира.
Предугадать, какому из национальных павильонов присудят "Золотого льва", было непросто. Подозревающие жюри в склонности к политическим решениям пророчили победу Египту – за мультимедийное видео застреленного на площади Тахрир Ахмеда Басиони, или Израилю – с проектом Сигалит Ландау про арабо-израильский конфликт, или Польше – с видеотрилогией израильтянки Яэль Бартаны о преодолении антисемитизма в Европе. Большая вероятность победы была у тех павильонов, к которым выстраивались самые длинные очереди,– Франции (Кристиан Болтански), Великобритании (Майк Нельсон), США (Аллора и Кальсадилья). В числе самых популярных был и награжденный в итоге павильон Германии – с ретроспективной выставкой режиссера и художника Кристофа Шлингензифа, умершего в прошлом году в разгар подготовки проекта.
Получать "Золотого льва" вышла куратор немецкого павильона Сюзанне Генсхаймер, напомнившая, что эта награда принадлежит художнику, хотя объективно это был скорее кураторский проект. Сам Шлингензиф собирался представлять "Африканское спа" – шоу в духе эстетики взаимодействия совместно со своими учениками из Буркина-Фасо, где он, вдохновляясь идеями "социальной пластики" Йозефа Бойса, основал экспериментальную театральную общину. Этот проект идеально отвечал бы общей программе биеннале, исследующей тему сообществ и "партиципаторных" подходов, приглашающих зрителя к сотворчеству. Но сделать это без автора было бы невозможно. Поэтому макету и видео "оперной деревни" отвели одно крыло павильона, другое отдали шлингензифовскому авангардному кино, а в центре возвели грандиозную "церковь страха" из декораций к его флуксус-оратории, так что из поклонника Бойса покойный превратился скорее в поклонника Вагнера и вечной идеи Gesamtkunstwerk.
В том, что "партиципаторность" правит бал, можно было убедиться и по тому, что специальное упоминание жюри заслужил павильон Литвы, в котором художник Дариус Микшис собрал арт-комьюнити из обладателей грантов литовского минкульта последних двух десятилетий и предложил механизм формирования экспозиции в зависимости от предпочтений конкретного зрителя. Сам того не ведая, приобщился к модному арт-течению и президент Азербайджана Ильхам Алиев: как сообщает The Art Newspaper, по его приказу были задрапированы две скульптуры авторства куратора первого в истории страны национального павильона в Венеции, известной художницы Айдан Салаховой, якобы оскорбляющие ислам скульптуры. При этом сама госпожа Салахова факт цензуры истово отрицает.
Присутствие же Украины на 54-м арт-форуме получилось чуть более масштабным, чем в предыдущие годы. Судя по профильной прессе, проект Оксаны Мась (см. Ъ от 2 июня) впечатления на мировую общественность не произвел, затерявшись среди 89 национальных павильонов. И яичный колосс на глиняных ногах далекой от современной проблематики искусства идеи отпущения грехов посредством арт-терапии выглядит результатом сизифовых трудов амбициозной художницы. В свою очередь PinchukArtCentre (PAC) отвечал в Венеции только за себя и не проотвечался: выставка номинантов Future Generation Art Prize (см. Ъ от 3 июня) получила полагающуюся прессу и удачно вписалась в тренды. Во-первых, двое из номинантов – Николас Глобо и Эмили Уордилл – были представлены в кураторском проекте ILLUMInations, подтвердив статус перспективных и многообещающих. Во-вторых, выставка PAC получилась видеоцентричной, что в контексте нынешней Венецианской биеннале особенно показательно: кажется, по общему хронометражу движущихся картинок она вполне может соперничать с местным кинофестивалем.