Generations UsA украино-американская выставка молодого искусства
21 січня 2007
19 января 2007 года «PinchukArtCentre» вновь распахнул свой влажный рот, зашевелил языком и представил публике новые зубы - проект «Generations UsA». Эта публика пришла сюда лишь с одной целью - взглянуть на размер младых украинских потрошков искусства и сравнить их с заморскими коллегами. Эстетствующую умницу решили накормить сборной выставкой двух бригад - художников из Украины и США.
Ляпотные благости
У проекта «Generations UsA» три козыря, которыми Центр Пинчука теперь может похвастать: Во-первых, формат. Украинский художник, пребывавший доселе в вынужденной изоляции, получил возможность живого диалога с искусством своих иностранных коллег. Как показывает практика, именно такие выставки-сравнения, выставки-диалоги оказывают наиболее необходимое и стратегическое влияние на каждого конкретного их участника. Собственно, благодаря этим «диалогам искусства», украинский художник получает возможность подогнать себя под запросы сегодняшнего дня, вступить на тропу актуальных деяний. Он слишком многое упустил, на слишком многое опоздал. Теперь самое время наверстать упущенное. Общение - верный путь. Раньше возможности полноценного общения на своей земле с «посторонними элементами» у украинского художника не было. Теперь, очевидно, появилась.
Во-вторых, подобные международные сборники естественным образом встраиваются в заявленную Центром Пинчука миссию - инсталлировать украинский contemporary art в международное художественное пространство, показать эстетических персонажей своей страны в качестве полноценных игроков. Речь идет не только о геокультуре, не только о разработке своих художественных активов, которые, в будущем, могут обернуться завидным экономическим результатом, но также об обратном просвещении - импортные рисовалкины получают возможность поплескаться в озере чужого, в данном случае, украинского опыта. В-третьих, наконец-то молодой украинский художник вышел на нормальный цивилизованный уровень. Ему больше не нужно зябнуть на чердаках и в подземельях. Грань между почетными старцами и новоявленными ребятами начала стираться. С небольшой натяжкой можно утверждать: Молодые и старые играются в одной песочнице. Больше никакого детского столика. Те и другие пьют одно шампанское на своих премьерах.
Два искусства
Проект «Generations UsA» представил не только две страны, но два кардинально отличающихся искусства. С одной стороны мы увидели украинских художников, для которых искусство - это все еще Искусство, отдельная институция по производству серьезных материй, которая пытается влиять на общество, находясь далеко за его пределами. Это искусство мыслит концепциями, формами и, что главное, высокими, основополагающими идеями - силится донести до абстрактного созерцателя какой-то концептуальный, «обязательно жизненно важный» посыл, но ни в коем случае не сродниться с социумом, не стать его частью, не играть с ним в игры. Поэтому оно и не нужно обществу. Оно потустороннее, витающее там, где практически не бывает человек. Оно живет своей отдельной, отшельнической жизнью, совершает малопонятные телодвижения, мало представляет себе своего зрителя и отдает пустотой, которая не способна говорить сама за себя. Эта пустота наполняется смыслом не посредством произведения, но посредством комментария к нему. Без такого комментария она остается сама собой - интимным писком, адаптированным лишь для понимания автором. Украинскую сторону представляли: Станислав Волязловский, Ксения Гнилицкая и Лада Наконечная, Никита Кадан, Жанна Кадырова, Владимир Кузнецов, Алена Полященко, Николай Ридный, Белла Рогачева, Александр Семенов, Олеся Хоменко, Маша Шубина.
С другой стороны, американский художественный легион. Его искусством у нас принято брезговать, потому что оно сплошь пропитано коммерцией и рациональной мыслью, этаким капиталистическим конструктивизмом. Но оно востребованное, интегрированное в общество. По сути, представленные на «Generations UsA» американцы - это сплошная иллюстрация, дизайн и декор с примесью граффити. То есть, мы видим современное искусство, далекое от какой-то там излюбленной прошлым чистоты искусства. Оно - абсолютный гибрид художественных сфер и глянцевого журнала. Собственно, оно и есть глянцевый журнал, а точнее - та его часть, где картинки, флаера, постеры, наклейки, пиктограмки, рекламки да прочие визии. Все остальное - украшенчество. И это, как не удивительно, правильно, ведь перед нами живое искусство - искусство, которым можно воспользоваться и с которым можно быть рядом не только в декоративном галерейном пространстве - микромирке для трех любителей халявной выпивки и псевдоразумных разговоров. Американскую сторону представляли: Dzine, Faile, Kozyndan, Shepard Fairey, Naomi Fisher, Ryan McGinness, Ed Tampleton, Swoon.
Молодость с ампутированным радикализмом
Центр Пинчука попал в ловушку. Желая выставить молодое искусство, он выставил искусство, которое создают молодые. А это две большие разницы. Чего мы ожидаем от подлинно молодого искусства? Мы ожидаем иного голоса, нового слова, свежего настроения. Мы ожидаем страсти разрастающихся растений, смелого вопля, наглых и шумных хулиганов. Для «Generations UsA» таковых котиков-бедокуров не нашлось. Вины украинских кураторов здесь нет. Украинским кураторам не из чего выбирать. Они могут лишь собирать существующие сливки. Для отечественного художественного пространства, молодых и тем более старых наших художников, всегда (за редким исключением) была характерна вот эта отвратительная серая температура, трусливая сдержанность, мещанский покой, невозможность создать такое произведение искусства, которое бы шокировало, вызывало у зрителя эпилепсию, пену, сопли, слизь и слезы, негодование, агрессию, вспышки ненависти. В Украине не избивают художников. В Украине не преследуют искусство. В Украине не поливают кислотой полотна. В Украине не создают ничего, что вызывало бы подобный эффект.
Но возможно ли без этого молодое искусство? Возможен ли без этого авангард, к которому себя любят причислять наши целомудренные художественные товарищи? Полагаю, нет. Ведь что тогда молодость, если не протест и вызов, не смена художественного порядка, не захват власти, не бунт, не революционное настроение?
Если заявленное новым искусство комфортно поглощается зрителем, то это говорит лишь об одном - это не удивительное искусство, искусство не новое, ведь новое всегда воспринимается в штыки. В противном случае, это лишь адаптация приемлемого, обновление переваренного существующего. Подобные разговоры о новом, конечно, сами по себе не новы и даже порицаемы ныне. Но я искренне убежден в том, что если молодые художники не умеют давать пощечину обществу, то художественный мир, полагающий себя актуальным и современным, должен их за это наказывать, бить по розовым безволосым задницам. Мы можем сказать, что живем в мире, где все провокации уже случились. Но расстреляйте же вы, наконец, краской мэрию и поймете, что это не так. Спокойная молодость - это молодость на службе офисного планктона. В конце концов, деньги рождает медиа-резонанс, а не умение красиво и современно нарисовать слоника. С украинской ситуацией все понятно. Но совершенно непонятно социальное послушание американских кураторов, которым есть из чего выбирать, но которые представили в рамках «Generations UsA» красивую молодость с посредственным градусом кипения. Где же дебош и надругательство? Где десакрализация? Где огненные слюни?
Бедный родственник
Среди прочих оплошностей Центра Пинчука, неоправданное предоставление статуса «бедный родственник» искусству выставленных молодых. Экспозиционное пространство было нарушено. Не произошло абсолютного обновления. Новые произведения просто поместили рядом с некоторыми произведениями из предыдущей выставки, что автоматически проманифестировало неуместное сожительство «зеленых» и «гуру», новых и случившихся, начинающих и бывалых. Это, господа, ни что иное, как художественная педофилия - имплантация свежести в королевство устоявшихся. Но если стариков оставили, если старики не были устранены из экспозиционного пространства, то можем ли мы говорить о том, что выставка молодого искусства произошла, родилась настоящей? Нет! Она попросту была растлена седовласыми художничками, содомированна и брошена в ноги к этим признанным королевичам. А ведь смысл в том, чтобы, представляя молодых, выделить их поколение, удалить его от дня вчерашнего и открыто заявить: «Вот оно, наше сахарное сегодня!».
«Новая реальность» vs. «Generations UsA»
Поскольку Центр Пинчука все еще молодой участник пространства украинского contemporary art, то каждый его новый проект обречен на сравнение с предыдущим. Люди внимательно следят за эволюцией Центра и, к его сожалению, еще некоторые время будут требовать от него сенсационных проектов, выставок-открытий, подлинных событий с пестрыми перьями. В этот раз кураторам не совсем удалось подарить Киеву «удивительный киндер-сюрприз». Стоит признать, что «Generations UsA» проигрывает «Новой реальности» ( /events/pinchukartcentre.shtml ), с которой, собственно, Центр Пинчука и начался. Все потому, что «Новая реальность» была более разнородной, содержала в себе разное искусство, разные медиа, артефакты отличающиеся, непохожие, яркие. Иными словами, «Новая реальность» была богаче и объемнее. Пуще сияла она. Несмотря на обилие интересных работ, «Generations UsA» намного тусклее. В частности, кстати, потому, что американская сторона была представлена эстетически родственными друг другу художниками. Это не позволило каждому из них выделиться. Они будто совокупились в единую кашу с одинаковыми свойствами и качествами - стали сплошным бетонным коллективом.
Зритель в движении
Если предыдущая экспозиция «Новая реальность» ( /events/pinchukartcentre.shtml ) была принята слюнно, сопровождалась овечьим оханьем и удивленным кряхтеньем, кушалась как восхитительная роскошная диковинка, то «Generations UsA» посетил уже повзрослевший украинский зритель. Этот зритель более спокоен - он уже свыкся с пафосным лоском Центра Пинчука, и начинает учиться оценивать искусство «как оно есть», искусство вне дороговизны стен. Провинциальный восторг по поводу «ах, как же это круто, что картинки больше не в затхлом подвале» остался позади отечественного гражданина. И это, безусловно, хороший знак. Это говорит нам о том, что мыслящая украинская зверушка потихоньку покидает аграрное стойло, в котором его растило наше консервативно-деревенское государство, и стремится в теплые маточные трубы современности, где нет чернозема - сплошной металлический шорох цивилизации Техно. По всей видимости, Центр Пинчука пока справляется со своей воспитательно-просветительской функцией. Царивший ранее художественный рагулизм Украины превращается в прыщавого аутсайдера и уходит на заслуженные маргиналии - туда, где темно и дохло. Туда, где и суждено обитать уродству, лишенному титула «актуальный царь».
Автор: Анатолий Ульянов
Джерело: www.proza.com.ua