Новые Пикассо в огне не горят
23 September 2006
В Украине открыли настоящий музей современного искусства
Выставкой "Новое пространство" в самом центре столицы открылся новый музей современного искусства. Событие беспрецедентное для патриархальной в своих художественных вкусах и предпочтениях Украины.
В Европе уже не осталось ни одной страны, которая бы не козыряла подобной институцией. Традиционного искусства никто не отменял, но время и передовые технологии с неотвратимой очевидностью диктуют иной язык художественного межнационального общения, который кажется диким и непонятным для обывателя.
Тем временем подросшая новая украинская буржуазия хоть робко, но пыталась приобщиться как к старым, так и к новым культурным ценностям. Однако справедливо заметил один журналист: "Бедные новые украинцы! Они даже Рембрандта купить не могут". Идея создания музея современного искусства в Украине витала уже несколько лет. Но нетрудно догадаться, что замысел и его реализация в условиях постсоветского синдрома и перманентного культурного нищенства довольно часто оказываются несовместимы. Несмотря на грандиозные планы и даже выигранный конкурс на реконструкцию помещения "Арсенала", Фонд "Современное искусство в Украине", тем не менее, оказался в проигрыше: новое правительство отказалось от решений предшественников.
И пока будущий культурно-музейный комплекс "Арсенал" тонет в грандиозности проектов и финансовой неразберихе, в самом центре города появился PinchukArtCentre, цель которого не только экспонировать, но и коллекционировать произведения актуальных художников.
Как сказал на открытии куратор арт-центра Николя Буррио, "современное искусство - это оптический прибор, через который видно, что происходит в экономике страны и ее политической жизни". Достаточно сложная задача была поставлена перед архитектором - Филиппом Чиамбареттой, который воспринимает свою деятельность как борьбу с действительностью, к тому же в Киеве ему пришлось вести "битву внутри врага". Дело в том, что это здание совершенно не приспособлено для музея: узкое помещение с низкими потолками. Тем не менее победу одержал архитектор, правда, извинился перед строителями за свои бредовые идеи, которые тем пришлось осуществлять на площади 2600 м2.
Сегодня в арт-центре можно увидеть работы признанных мировых мастеров и современных украинских художников - таких, как Сергей Братков, Александр Гнилицкий, Олег Кулик, Борис Михайлов, Сара Моррис, Филипп Паррено, Томас Руфф, Арсен Савадов, Олег Тистол, Карстен Холлер, Василий Цаголов, Илья Чичкан и др.
Экспонаты представляют собой кинетические композиции, грандиозные инсталляции и не менее гигантские полотна. Для пущей важности можно было бы в стенах новосозданной институции проводить для всех желающих ликбез, дабы не заблудиться в актуальных зарослях, как это делалось в Музее Помпиду, но пока придется поднимать уровень культурной грамотности своими силами. А то как понять, почему кинетическая скульптура Ксавье Вейяна называется "Кукушка", а композиция из металлической посуды Субодха Гупта символизирует "Праздник для ста и восьми богов". Оказывается, эти кухонные наборы - примета социального успеха в индийских домах, но собранные вместе, они нивелируют традиционную символическую эффективность. Инсталляция Олафура Элиассона "Перевернутая башня тени" высотой 5,5 метра, состоящая из 280 ламп, дает возможность зрителю лично принять участие в эксперименте. Хитом экспозиции стала гигантская картина Навина Раваншайкуля "Art or (M) art" (488х732 см). В центре полотна изображена занятная парочка в розовых костюмах. Это Ева и Адель, художники из Берлина, - неотъемлемый атрибут европейских вернисажей. Их приезд на открытие арт-центра в определенной степени символизировал присоединение Украины к современной богемной тусовке.
Под стать амбициозному проекту было и праздничное открытие, во время которого приглашенный столичный бомонд развлекали музыканты, артисты. Вокруг арены стояли клетки, в которых томились модели, изображавшие Энди Уорхола, Пикассо, Гогена и даже Леонардо да Винчи. Ничего не поделаешь - они тоже были первыми, но эпигоны сделали их имена нарицательными. Правда, праздничный вечер неожиданно закончился настоящим пожаром: разрушенные в соответствии со сценарием декорации упали на провода и стали причиной короткого замыкания. В первые секунды зрители восприняли это как элемент шоу, но черная копоть убедила в том, что на конфетти это не похоже. Тем не менее это досадное недоразумение уже не могло пустить время вспять, и арт-центр все равно открылся.
Author: Полина Сойка
Source: «Киевский телеграф»