Контрмузейное восстание. Новая Ситуация и молодые украинские художники
19 October 2006
Появление на теле украинского современного искусства такого мощного терминала как Центр Пинчука - это, безусловно, благость, так как речь идет об образовании завершенной выставочной системы в Киеве. Множество комплиментов на этот счет уже были сказаны: приход Европы в Украину, появление в украинской столице первой достойной и респектабельной площадки репрезентации современного искусства, интеграция Украину в мировое художественное пространство и т.д.
Важно другое - Центр Пинчука приносит новую ситуацию в отечественный contemporary art. За объективным рукоплесканием и восхищенными улыбками по этому поводу должна последовать аналитическая трезвость. Новая Ситуация, сколь бы лакомой она не являлась, всегда имеет не только долю важной хорошести, но и обратную сторону - зону напряжения и опасности, которая также нуждается в осознании, понимании и естественной рефлексии.
Если представить молодых украинских художников, - под ними я понимаю тех, кто будет определять украинское художественное завтра, - как котел с водой, то Центр Пинчука вызвал в этом котле бурную химическую реакцию - вода в котле закипает, бурлит и пенится. Фактически, планка, которую задает Центр Пинчука, настолько непривычна и высока для Украины, что здешний художественный молодняк обречен на такое положение дел, в котором содружественное спокойствие сменит страстная грызня.
Каждая творящая лапочка нынче ударится в мечты о своей выставке на территории Центра Пинчука. Интерес молодых художников к уже привычным галереям вроде подольского «ЦЕХа» не пропадет, но заметно охладеет. Легионы молодых окажутся готовыми «переступать через трупы» коллег, дабы забраться туда - на вершину. Центр Пинчука превратится в этакую хрустальную мечту, звенящую и переливающуюся в головах молодых украинских художников.
Это не хорошо и не плохо. Это естественно, нормально. Грызня породит прогресс, а художественная жизнь в целом станет живее и ароматнее. Но не стоит забывать - именно сейчас, когда Киев обзавелся своим выставочным богом, возникает ряд опасностей.
Во-первых, принимая Центр Пинчука в роли мечты, молодой художник примет его не только как площадку (здание, залы, стены), но и территорию с определенным стилем, духом и идеологической структурой. Небывалое, но до мозга костей буржуазное создание, оформится в голове художника в виде небывалой, но буржуазной мечты. То есть, речь идет о попадании в сознание художника определенного медиа-вируса со своими принципами и ценностями. Художнику захочется уже не просто выставить своё искусство где-то, но выставить искусство конкретно здесь, внутри этого буржуазного организма. Именно такое мышление отбросит такого художника в задник мирового художественного молодняка. Дело в том, что европейские молодые художники давно уже пережили этот «дорогой запредельный уровень». Буржуазность - их главный враг, недуг развитого общества, в котором они живут. Нечто, сколь либо приближенное к буржуазному, отторгается рядовым европейским художником (речь, конечно, исключительно о молодых).
Во-вторых, запредельная крутость Центра Пинчука не только ставит точку в процессе формирования разнородного выставочного пространства в конкретном городе (целостной выставочной системы), но и приносит одномерный галерейный мир. Нынче Центр Пинчука - монстр вне конкуренции. Его так хорошо прокачали экономическими наркотиками, что баланс киевских галерей рискует нарушиться. Ситуация может стать таковой, что в Киеве заживут лишь Бог и маргинальные Моськи, когда будет лишь два варианта - либо ты выставляешься у Пинчука, либо тебя не существует.
Оба вышеописанных мною страха можно списать на критическую паранойю, и все же я бы настаивал на том, чтобы молодые художники обратили внимание на угрозу тотального обуржуазниванья молодых художественных сфер, рассвет царства одномерности, галерейной моногамии, пространства единого Бога.
Не нужно впадать в предсказуемый идиотизм - борьба с Центром Пинчука была бы глупым и утопичным поступком, обреченным на шумный смыв в унитазы реальности. У Центра свои цели, своя роль, свой вес и свое историческое предназначение. Нас всех интересует установление такого порядка вещей, при котором есть объемность, многоголосье и разность. Вот почему молодые украинские художники должны не бороться с буржуазным капиталистическим монстром, а создавать автономные зоны в виде всевозможных галерейных альтернатив.
В Киеве есть средние галереи («ЦЕХ», «Карась», «Тоторо Гарден»), официозные центры («ЦСМ», «Французский культурный Центр»), Центр Пинчука, национальные музеи и традиционалистские художественные инстанции. Чего же не хватает? Полагаю, это «чего же» можно назвать альтернативными партизанскими зонами вне привычного порядка.
Самое время удариться в активный и разносторонний поиск дополнительных галерейных территорий. Это может быть что угодно - галерея в автобусе, квартирная галерея, кочевая уличная галерея, выставка в поле, горах или средь озер, галерея на крыше или галерея виртуальная - важно, чтобы доволен был лишь один человек - великий Мао, который завещал нам цветение тысячи цветов, а не единоличного товарища Бога.
Важно не передышать дурманящими парами вокруг Центра Пинчука. Важно понимать, что иное дополнительное все ещё возможно и необходимо. Речь не о глупой безрезультатной борьбе. Речь в альтернативе, удаляющей молодых украинских художников от одномерного мира.
Author: Анатолий УЛЬЯНОВ
Source: "ПРОЗА"