Вівторок — Неділя з 12:00 до 21:00
Понеділок — вихідний
Вхід вільний
В пятницу в Arena Dance Club прошла церемония награждения второй общенациональной премией в сфере современного искусства PinchukArtCentre Prize. Несмотря на то что решение жюри о присуждении главного приза лидеру группы Р.Э.П. Никите Кадану едва ли можно назвать революционным, общая атмосфера мероприятия получилась фрондерской. Рассказывает МАРИЯ ХАЛИЗЕВА.
«Не забудьте Бакштейна!» — истошно кричала директор культурно-художественного комплекса «Мыстецький арсенал» Наталья Заболотная, призывая арт-публику, плотно набившуюся в лифт развлекательного центра Arena, потесниться ради худрука Московской биеннале современного искусства Иосифа Бакштейна. Дождавшись Иосифа Марковича, лифт взмыл ввысь, где в помещении Arena Dance Club собирались гости церемонии награждения PinchukArtCentre Prize 2011.
Вести церемонию пригласили музыкального продюсера, телеведущего и лидера группы «Скрябин» Кузьму, который, выйдя на сцену под хлипкие аплодисменты, прямо спросил присутствующих: «Вам что, деньги не раздали за то, чтобы хлопать?» Присутствующие же с его появлением на сцене иронично зашептали: «А группа „Пающие трусы" выступать будет? Это было бы концептуально!» Настолько концептуально не получилось—единственную музыкальную паузу церемонии отдали проекту Younnat: клавишник распавшейся харьковской группы Ьюк Олег Сердюк лихо исполнил на телевизионных антеннах, розетках и выключателях эдакий IDM-ноктюрн, где звук работающего фена спорите гудением пылесоса и радиопомехами.
Впрочем, ведущий зря пенял почтенной публике — в нужных местах она разражалась аплодисментами. Первое такое место случилось во время показа видеообращения одного из номинантов премии Николая Ридного, который в день церемонии находился в Словении. «Капитализм — это, конечно, зло»,—бесхитростно сообщил с экрана художник, чья конкурсная работа посвящена краху советского культа труда на примере одного из горнодобывающих предприятий Полтавской области. «Мне понравилось, как он это сказал — с улыбкой»,— прокомментировал высказывание господина Ридного учредитель премии, владелец PinchukArtCentre и металлургический магнат Виктор Пинчук.
За реплику «Художник работает для людей, а не для критиков» аплодисментов удостоился обладатель приза зрительских симпатий Никита Шаленый, автор сокрушительно популярного среди лосе ш-телей выставки полотна с нкЗхаю-щим кокаин клоуном Рональдом Макдональдом. Аплодисментами было встречено присуждение одной из специальных премий Жанне Кадыровой за куски аутентичного шаргородского асфальта, исполняющие на галерейных стенах роль картин. Также благосклонно отреагировали на реплику «Там должна была быть „Тайная вечеря", но богословский контекст немного не подошел» обладателя второй спецпремии Сергея Радкевича, автора впечатляющей граффити-фрески на тему евхаристического обряда под куполом Бессарабского рынка.
Вручение главного приза доверили членам жюри — сокуратору лондонской Serpentine Ханс-Ульриху Обристу и профессору Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко Екатерине Деготь. Господин Обрист предложил коллеге сыграть в их парном конферансе в пинг-понг и для затравки подбросил пару цитат, но у госпожи Деготь явно было не игровое настроение. «В Москве в эти дни, я надеюсь, творится история» (подробнее об этом см. стр. 3),— начала она свою пламенную речь о событиях, в которых „Россия смотрит на Украину"» (бурные и достаточно продолжительные аплодисменты).
Много шума наделало и объявление обладателя гран-при Никиты Кадана. Лидер группы Р.Э.П. и, чего греха таить, вечный и безусловный фаворит Екатерины Деготь на украинской арт-сцене поддержал ее революционную риторику, заявив, что, «несмотря на арт-пиры в частных владениях, современное искусство в Украине — это общественно-маргинальное явление» .«Публичную сферу мы еще не взяли»,—подчеркнул господин Кадан, давая понять всем собравшимся (и особенно соратникам по «Революционному Экспериментальному Пространству» и кураторской группе «Худсовет»), что им еще бороться и бороться.
Никита Кадан, получивший заслуженную награду за подпирающий потолок постамент без героя в безгеройной стране, уступил сцену Виктору Пинчуку, чья финальная речь в общем контексте тоже оказалась несколько фрондерской. «Желаю, чтобы все „стояния" в нашей стране были так же успешны, как стояние в очереди в PinchukArtCentre»,— заявил бизнесмен и меценат, отпуская всех присутствующих обсуждать свое, премиальное.