Николя Буррио, критик современного искусства, один из экспертов фонда "Современное искусство в Украине":
1 листопада 2004
- В современной культуре бытует убеждение, что художники на шаг-полшага опережают в своих проектах дизайнеров и архитекторов. Так ли это, по вашему мнению?
- Думаю, сейчас наблюдается все большее и большее сотрудничество между этими сферами искусства. С одной стороны, художники заметно подвержены влиянию дизайна и активно используют в работе его мышление и язык. С другой -дизайнеры проникаются идеями, почерпнутыми из области contemporary art. Этот процесс можно назвать совместным исследованием жизни, и в частности домашней. Искусство все больше интересует быт во всех его проявлениях.
- Что может дизайн привнести в искусство?
- Функцию. На сегодняшний день есть много произведений искусства, которые балансируют между функцией и искусством. Грань между этими понятиями стала прозрачной.
- Наша страна долгое время была изолирована от остального мира. Музей современного искусства появился только сей час. Поэтому не можем не задать следующий вопрос: насколько действительно актуально и конкурентоспособно современное украинское искусство?
- На самом деле нужно много времени, чтобы культура, находившаяся в изоляции, полностью зацикленная на себе, закрытая для влияний, раскрылась и наладила бы полноценные связи с внешним миром. На благотворный процесс интеграции влияют разные вещи: связи между украинскими и зарубежными кураторами, между институтами, а также связи между художниками.
- Каков диагноз на сегодняшний день?
- Сегодня, думаю, мы вышли на ту вершину, где уже существует реальная циркуляция жизни, идей, т. е. реальное движение. Именно поэтому украинская художественная сцена становится все более значимой в международном контексте.
- Ваш личный интерес сродни миссионерскому?
- Есть две вещи, которые меня действительно интересуют. Впервые я приехал в Украину в 1997 году и открыл для себя такую атмосферу, которая и по сей день притягивает к себе. Она другая, она в самом деле удивительная и абсолютно неизвестная за границей. Чтобы сломать эту изолированность и "неизвестность", я делал небольшие выставки украинских художников в Париже. Кроме того, меня волнуют более глобальные вещи. Украину, как и другие, вновь возникшие государства Восточной Европы, можно назвать капиталистической лабораторией.
- То есть для вас Украина - это экзотика, некое путешествие во времени?
- Нечто другое. Это уже часть моей жизни. Что же касается экзотики, я нахожу ее в любом встреченном мною человеке. Каждый по-своему экзотичен. Например, мой какой-нибудь сосед в Париже может быть намного экзотичнее, чем японец.
- Скажите пару слов о самом здании будущего Музея современного искусства.
- Считаю, это очень хороший выбор, потому что здание находится в некой начальной ситуации, как и вся ваша страна. Это история, которую еще можно написать. Здесь я чувствую рождение новой украинской художественной сцены.
Автор: Нестеркова О.
Джерело: "Архидея"